Гидроизоляция – это элемент мостового полотна, защищающий конструкцию пролетного строения от проникания воды с проезжей части. Это важная часть при строительстве и содержании мостовых сооружений. Гидроизоляция должна быть непрерывной и водонепроницаемой по всей изолируемой поверхности, в сопряжениях с конструктивными элементами, конструкциях деформационных швов, эластичной при отрицательных температурах; теплостойкой в условиях летних температур, устойчивой при нанесении и уплотнении асфальтобетонной смеси или литого асфальтобетона с применением полимерно-битумных вяжущих, способной воспринимать любые типы механических воздействий и нагрузок, возникающих при строительстве и эксплуатации сооружения.
Качественно выполненная композиционная гидроизоляция должна обладать следующими свойствами:
– прочность сцепления с основанием;
– монолитной и непрерывной, без вздутий, пузырей и волнистости;
– водонепроницаемой по всей поверхности мостового полотна, в местах сопряжений с водоотводными трубками и конструкциями деформационных швов;
– герметичной в местах примыканий к тротуарам, ограждающим устройствам и другим выступающим элементам;
– стабильно-прочной и эластичной при длительном воздействии атмосферных факторов;
– сохранять целостность и гидроизоляционные свойства в условиях эксплуатационных воздействий в процессе работы мостового сооружения;
– способность перекрывать трещины;
– устойчивость к проникновению хлорид-ионов;
– сохранять прочность сцепления при сдвиге;
– влияние тепловой нагрузки не должно оказывать существенного влияния на характеристики материала.
Перед нанесением гидроизоляции бетонная поверхность должна иметь прочность не менее 75% от проектного значения, быть сухой и чистой (влажность не более 4%, не менее 10 точек контроля на 300 м2). Запрещается проводить работы на влажных поверхностях и при выпадении осадков (дождь, снег) или вероятности их выпадения до стадии отверждения покрытия на отлип.
При выполнении работ по устройству гидроизоляции осуществляется входной, операционный, приемочный и инспекционный контроль.
Приемка гидроизоляционной системы производится до начала проведения последующих работ по устройству дорожных одежд. Состояние поверхности гидроизоляции проверяют визуально после нанесения каждого из компонентов гидроизоляционной системы. Фиксируются подлежащие устранению дефекты: вздутия, губчатое строение, нарушение целостности покрытия. Обнаруженные должны быть устранены до устройства следующего слоя дорожной одежды.
Основным этапом приемки является проверка адгезии гидроизоляции к изолируемой поверхности, которая определяется методом отрыва приклеиваемого образца. Испытание должно производиться не ранее чем через сутки после устройства гидроизоляции.
Участков поверхности для испытания зачищается и очищается от пыли и грязи. Затем при помощи эпоксидного клея к испытуемой поверхности приклеивается образец, в нашем случае металлическая пластина 50х50мм, и остаётся высыхать на 20-25 минут до полного приклеивания.
Перед отрывом образца поверхность гидроизоляции прорезается острым ножом по всему периметру вокруг наклеенного образца. Затем равномерно вращая рукоять нагружения по часовой стрелке, производят нагружение образца до контрольного усилия или до отрыва пластины и фиксируют значение силы на дисплее прибора. Прочность сцепления с основания рассчитывается как отношение значения силы при котором произошёл отрыв пластины к площади поперечного сечения, и должна составлять не менее 0,5 Мпа.
Адгезию на отрыв гидроизоляции определяют в соответствии с нормативными документами или проектными решениями, но не менее чем в трех точках на каждые 500 м2 площади и оформляют протоколом или фиксируют в специальном журнале. Поврежденное при проверке на адгезию покрытие подлежит восстановлению.