На начало 2021 года 80% автомобильных дорог с капитальным типом покрытия регионального, муниципального и федерального значения в Российской Федерации имеют покрытие из асфальтобетона. Асфальтобетонное покрытие является важнейшим элементом дорожной одежды автомобильной дороги, воспринимающие на себе все нагрузки от проезжающих автомобилей и изменения погодных условий. Асфальтобетон, не зависимо от внешних факторов, всегда должен обеспечивать требуемый и расчётный для данных условий уровень надежности и иметь характеристики не ниже нормативных значений, так как от этого зависит безопасность дорожного движения, а значит и жизни людей.
В процессе строительства автомобильных дорог и при сдаче их эксплуатирующим организациям необходимо контролировать качество асфальтобетонной смеси, поступающей на объект, перед её укладкой, а затем проводить лабораторные испытания асфальтобетона с целью оценки качества и установления соответствия характеристик проектной документации.
Специалисты компании МОССТРОЙЛАБ проводят все лабораторные испытания и экспертизы асфальтобетона и асфальтобетонных смесей необходимые для контроля как в процессе строительства, так и при эксплуатации автомобильных дорог. Ниже представлены ответы на часто встречающиеся вопросы от наших клиентов.
Какие компоненты входят в состав асфальтобетонной смеси? Ее основные типы.
Согласно ГОСТ 9128-2013, основными компонентами асфальтобетонных смесей являются: щебень, песок, минеральный порошок и битум.
В зависимости от вида минеральной составляющей (каменного материала) асфальтобетонные смеси разделяются на: щебеночные, гравийные и песчаные. От наибольшей крупности зерен выделяют: крупнозернистые, мелкозернистые, песчаные. От используемого битума и температуры при укладке смеси бывают горячие и холодные.
Как проводится контроль качества асфальтобетонной смеси при строительстве автомобильной дороги?
В первую очередь определяется температура асфальтобетонной смеси в месте отхода автомобиля от завода изготовителя и непосредственно перед укладкой.
Затем контроль качества асфальтобетонных смесей производится по пробам, отобранным при приготовлении на АБЗ, либо на объекте из кузовов автомобилей. Масса объединенной пробы зависит от размера зерен минерального материала.
После укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси производится отбор образцов кернов из покрытий и проведения стандартных испытаний, таких как:
-определение средней плотности асфальтобетонной смеси;
-определение количества содержания битума в асфальтобетонной смеси;
-определение средней плотности минеральной части асфальтобетонной смеси;
-определение водонасыщения асфальтобетонной смеси;
- определение гранулометрического состава минеральной части;
-определение предела прочности при сжатии образцов асфальтобетона при температурах 50°С, 20°С, 0°С.
Какое количество проб необходимо отобрать из асфальтобетонного покрытия, и через какое время?
Для отбора проб из конструктивных слоев дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием выбирают участок на расстоянии не менее 0,5 м от края или оси автомобильной дороги; размером не более 0,5х0,5 м. Отбор проб производят в виде вырубки прямоугольной формы или высверленных цилиндрических кернов. Цилиндрические керны высверливают на всю толщину покрытия (верхний и нижний слой вместе) с помощью буровой установки.
Вырубки или керны следует отбирать в слоях из горячих асфальтобетонных смесей не ранее, чем через 1-3 суток после их уплотнения, а из холодного – через 15-30 суток.
Размеры вырубки и количество высверливаемых кернов с одного места устанавливают по максимальному размеру зерен и исходя из требуемого для испытаний количества образцов.
Количество мест для отбора проб равно 3 пробы на каждые 7 000 м2 покрытия или на 10000 м2 при общей площади более 30 000м2 на автомобильных дорогах и 1 проба на каждые 2000 м2 при благоустройстве территории.
Как проводится контроль качества уплотнения асфальтобетонных покрытий, что такое коэффициент уплотнения асфальтобетона и чему он должен быть равен?
Для контроля качества уплотнения асфальтобетона применяются два способа: неразрушающий и разрушающий. В первом случае используется ультразвуковые и радиоизотопные приборы, во втором – метод отбора образцов при помощи буровой установки из покрытия с последующим испытанием её в лаборатории.
Коэффициент уплотнения асфальтобетона в покрытии – это отношение средней плотности образцов из покрытия (кернов или вырубки) к средней плотности образцов, переформованных из тех же кернов или вырубок.
Для определения коэффициент уплотнения асфальтобетона, как сказано выше, отбираются керны, по которым проводятся все необходимые испытания, в том числе определяется средняя плотность образца, затем они разрушаются и используются для изготовления переформованных образцов. Переформованные образцы — это образы, созданные при помощи форм и пресса из материала, взятого с покрытий автомобильных дорог и являющиеся показательными, так как были созданы идеальные условия для создания максимальной плотности. После создания переформованных образцов у него также определяется средняя плотность. Отношение средней плотности образца взятого из покрытия к средней плотности переформованного образца и называется коэффициентом уплотнения асфальтобетона.
Согласно СП 78.13330-2012 коэффициент уплотнения должен быть не менее:
-0,99 - для высокоплотного асфальтобетона из горячих смесей, плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
-0,98 - для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;
-0,96 - для асфальтобетона из холодных смесей.
Порядок работ при лабораторном контроле асфальтобетона и асфальтобетонных смесей
1- Испытание асфальтобетона и асфальтобетонных смесей
2.1- Испытание покрытия автомобильных дорог из асфальтобетонных смесей: выезд на объект строительства и отбор кернов.
2.2- Испытание асфальтобетонной смеси: Отбор проб из бункера асфальтобетонного завода или из кузова автосамосвала
3.1- Переформовывание отобранных образов и проведение базового комплекта испытаний (определение средней плотности переформованных образцов из асфальтобетона, определение водонасыщения асфальтобетона, определение коэффициента уплотнения асфальтобетонного покрытия, определения предела прочности на сжатии асфальтобетона)
3.2- Проведение базового комплекта испытаний отобранных образцов (определение средней плотности асфальтобетона, определение водонасыщения асфальтобетона)
3.3- Формовка образцов и проведение базового комплекта испытаний смеси (определение средней плотности асфальтобетонной смеси, определение водонасыщения асфальтобетонной смеси, определения предела прочности на сжатии)
4.1- Выжигание смеси и определение гранулометрического состава и количества, вяжущего в покрытии из асфальтобетона и асфальтобетонной смеси (определение средней плотности минеральной части)
5- Проведение необходимых расчётов
6- Выдача протокола и доставка его Вам курьером
Как мы работаем со своими клиентами?
Все очень просто! Вы звоните или оставляете заявку на сайте строительной лаборатории МОССТРОЙЛАБ. Затем мы обговариваем с Вами детали и высылаем коммерческое предложение. После специалисты МОССТРОЙЛАБ выезжают к Вам на объект строительства и проводят все необходимые испытания или производят отбор проб для их дальнейшего исследования в строительной лаборатории.
После проведения всех необходимых обследований Вы получаете лабораторные заключения, оригиналы которых Вам доставляет наш курьер.